вторник, 25 октября 2016 г.

ex libris: РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

- Слушай, Лера, – сказал Игорь. – Тут дело такое: тебе сейчас Алина Ранцева позвонит.
- Алина Ранцева? Зачем?
- Она «Ромео и Джульетту» собирается ставить. Ей необходим человек для работы с текстом. Я тебя посоветовал.
- Ой. Ты думаешь, я справлюсь?
- Думаю, справишься: все, что нужно Ранцевой, Шекспир уже написал, а что не нужно, ты выкинешь: сцены, диалоги…  Заплатят мало, я бы даже сказал, что очень мало.
- Игорь, дело не в этом. Спасибо!
- Не за что, – заверил Игорь. – Да, кстати, Лера, театр – это не рай. Театр – это театр.
- Ладно, – говорю, – разберусь.  
Я тут же поделилась с Настей сногсшибательной новостью. И мы вместе стали вспоминать все, что знали об известном режиссере Алине Ранцевой. Я видела ее однажды на вручении «Софита». В прошлом году мы с Игорем ходили на ее спектакль по Шиллеру – «Коварство и любовь». Спектакль мне понравился, хотя Игорь многое критиковал. Конечно, ему виднее, и все же мне спектакль показался прекрасным.   
Настя, в силу своей профессии (она фотограф), видела Алину множество раз на премиях и светских событиях. Однажды она лично ее снимала для журнала «Светская жизнь». Ранцева показалась ей симпатичной, но несколько манерной. Впрочем, по словам Насти, все театральные такие. А еще я как-то листала один известный театральный журнал, где была напечатана большая рецензия на «Коварство и любовь». Автором рецензии была дама, еще не пожилая, но уже утомленная. Я заметила, что утомление – очень модное состояние души, особенно среди театральных критиков. В начале текста говорилось о том, что Алина Ранцева давно известна петербургской театральной общественности, но не как режиссер, а как талантливая актриса, красавица и жена успешного актера и секс-символа Андрея Кутепова. Все эти сведения были сообщены ласково, но с долей раздражения. В самом деле: красавица, талантливая актриса, удачно вышла замуж…Согласитесь, редкий пример щедрости судьбы. Далее автор угрюмо повествовала о том, что Ранцева, обладающая всеми перечисленными благами, не остановилась на этом и стала режиссером. Это было уже слишком. Зачем красавице, актрисе и супруге секс-символа лезть в режиссеры? Трагическая ошибка! Полный крах – вот что, по мнению рецензента, ожидало Ранцеву на режиссерской стезе. Спектакль был разобран очень подробно: я узнала, что сверхзадача режиссером не решена, что «протагонист не выполняет никаких фабульных функций», и что, наконец, в творении Ранцевой нет «реализма быта». Я была очень смущена. Как же так? Спектакль аншлаговый, получил софит за лучшую режиссуру, а тем временем, в нем начисто отсутствует такая важная вещь, как «реализм быта»…  Помню, я еще спросила у Игоря, что он думает по этому поводу.
Он сказал мне:
- Знаешь, раньше я читал критиков, изучал все рецензии на свои спектакли, а потом совершенно к этому остыл. Как-то меня больше не тянет… Кстати, а кто автор статьи?
Я сказала:
- Марианна Кучер-Дворянская.
Игорь кивнул.
- Разумеется. Я должен был догадаться, – ответил он и многозначительно замолчал.



Позже я узнала, что Марианна Ферапотовна Кучер-Дворянская – самый известный и влиятельный критик в городе. В ранней юности она открыла для себя Станиславского и приняла близко к сердцу все его идеи. По убеждению Марианны, они нуждались в защите от негодяев-режиссеров, причем с годами – все больше. За последние 20 лет в Петербурге не было ни одного постановщика, который не подвергся бы сокрушительной критике со стороны Великой Марианны – так с ужасом и почтением называли  Марианну Ферапонтовну в театральных кругах. Впрочем, доставалось ни одним режиссерам: вместе с ними Марианна громила актеров, художников по костюмам, художников-сценографов, художников по свету, музыкальных оформителей и прочих театральных людей. Ее рецензии напоминали извержения Везувия. Воскресни Станиславский, и ему бы не поздоровилось за отступления от своей же системы. Лично мне Марианна напомнила героиню Джейн Остин  – леди Кэтрин де Бёр. Для этой дамы тоже не было мелочей, недостойных ее внимания. Любой студент Театрального, любой актер, исполняющий роль без слов, любой рабочий сцены в любой момент мог получить внушительный нагоняй от Великой Марианны. Придет время, и выдающийся критик посвятит несколько убийственных строк даже моей скромной персоне, но, как говорили авторы минувших веков, не будем предвосхищать события.

© Юлия Раввина. Ромео и Джульетта

Услышать роман в авторском чтении можно будет 27 октября 2016 года в Театральном музее. Анонс события здесь: http://theatremuseum.ru/event/ravvina

Комментариев нет:

Отправить комментарий