понедельник, 20 апреля 2015 г.

ex libris: пьеса "БЕЛЫЕ НОЧИ"



Место действия – Петербург, набережная канала Грибоедова. 


Ночь первая
Мечтатель, потом Настя

Мечтатель (один): Я люблю бродить по городу. Особенно летом. Вернее, летними ночами.  Кто-то сказал: «Отчаяние овладевает мной, но белые ночи заставляют забыть обо всех невзгодах». Не буду спорить: одиночество поэтично, но все-таки в такую дивную ночь хочется, чтобы рядом с тобой была девушка, и непременно красивая. Мне нравятся красивые девушки, но я их боюсь. По мне это, надеюсь, не видно, но я их до смерти боюсь. Я не девушек боюсь, а подойти к девушке. Боюсь, что подойду, а девушка скажет: «Зачем мне это надо?» Это кошмар. Я главным образом боюсь, услышав такое, умереть на месте. Прямо при девушке. Странно, что я слышал нечто подобное и остался жив.

Появляется Настя

Вот, пожалуйста, девушка. И совершенно в моем вкусе. Вопрос: как подойти. Главное, не выглядеть глупо, не сморозить что-нибудь банальное типа: «Что сидим, скучаем?» Идиотов, говорящих такое, девушки незамедлительно отшивают. И совершенно справедливо. Если хочешь успеха, нужно уметь быть оригинальным.

Подходит к Насте

Что сидим, скучаем?

В ответ раздается плач

Извините… (в замешательстве отходит на несколько шагов). Она плачет! Эта девушка плачет… Обычно девушки плачут, если бросил парень. Я не понимаю плачущих девушек. Особенно красивых. Зачем красивые девушки влюбляются в жлобов и уродов, а потом сидят и плачут? Мне нужно к ней подойти. Но я не знаю, как. Ведь к плачущей девушке вдвойне сложнее подойти. Здесь нужно быть деликатным. Действовать  не напрямик. Заговорить о чем-нибудь отвлеченном.

Подходит к Насте

Вас бросил парень? (Закрывает рот рукой). 
Настя: Как вы сказали? Бросил парень? У меня на лбу написано, что ли, что меня бросили?
Мечтатель: Если честно, то написано.
Настя: Вы читаете по лбам?
Мечтатель: Обычно я недогадлив, но в вашем случае уверен на сто процентов. Давайте спорить? Если я ошибаюсь, я вас провожу, а если я прав  вы проводите меня.
Настя: Он меня не бросил. Точнее, я еще не знаю наверное: бросил или нет.
Мечтатель: Как это?
Настя: Дело в том, что мы решили проверить.
Мечтатель: Что проверить?
Настя: Чувства.
Мечтатель: Не понимаю…
Настя: Это очень просто: мы с моим другом  его зовут Андрей  решили проверить чувства. Год назад, в одну из ночей, мы расстались вот здесь – на набережной, у этого моста, чтобы ровно через год встретиться на этом самом месте. (С воодушевлением). Ровно через год встретиться. На этом месте. Ночью. Мы договорились не звонить друг другу, не видеться, не говорить по скайпу, не общаться в фейсбуке, избегать компаний общих знакомых. Совершенно потерять друг друга из вида на целый год.
Мечтатель: Бред какой-то… Для чего это все?
Настя: Чтобы проверить нашу любовь, испытать друг друга и, главное, себя! Вот это самое главное! Вы понимаете, ведь если мы через год встретимся в этом месте: с теми же чувствами, абсолютно те же, будто и не было этого целого огромного года, значит, это  настоящее. Настоящее чувство. Понимаете?          
Мечтатель: По-моему, вы сумасшедшие. Оба. Объясните, зачем вы так ограбили себя? Зачем отняли друг у друга целый год жизни? Как неразумно и глупо доверяться завтрашнему дню, не говоря уж о годе! Кто знает, что несет нам завтрашний день. По-моему, нужно беречь то, что мы имеем. Любить сейчас, не откладывая.
Настя: А вы любили кого-нибудь?
Мечтатель: Я не понимаю слово «любовь». Для меня это пустое слово без смысла. Что такое эта «любовь», о которой все кричат? Ревность и бессонница? Неотправленные письма с расплывшимися чернилами? Обморок при виде крошечной ступни? Я бы это все назвал другим словом  «самолюбование».
Настя: А для меня любовь – это все.
Мечтатель: Очень жаль: ведь ваш Андрей не пришел.
Настя: Ночь еще не кончилась.
Мечтатель: И что из того?
Настя: А то, что мы не оговаривали определенного часа. Мы договорились встретиться ночью, а ночь большая. 
Мечтатель: Белая ночь длится полчаса. Об этом знают даже дошкольники.
Настя: Это ничего не значит.
Мечтатель: Лишь то, что вы проиграли пари со мной.
Настя: Андрей придет завтра. Возможно, он уехал из города. Это даже вероятно. В прошлом году ему часто приходилось ездить в Москву. Значит, что-то помешало вернуться вовремя. Но как только он вернется, он будет здесь. Вы правы, что сегодня ждать бесполезно, и я иду домой, но завтра в это самое время мы будем вместе.
Мечтатель: Вы что, серьезно завтра ночью сюда придете, как дура распоследняя, и будете ждать вашего Андрея?
Настя: Да, буду.
Мечтатель: Тогда и я приду. Посмотреть. Мне интересно, чем все это закончится. Хотя я знаю чем: не только никакой Андрей не придет, но и вы сами не придете. Потому что это шутка такая. Вся ваша история – выдумка. И Андрея не существует. Вы сейчас все это придумали потому, что не хотите сознаться, что проиграли спор.
Настя: Андрей существует. И я приду.
Мечтатель: Спорим, не придете?
Настя: Приду.
Мечтатель: Ну что ж, приходите. Но положение ваше самое незавидное.
Настя: Почему?
Мечтатель: А потому, что если вы не придете – вы проиграли, а если даже придете – вы еще не выиграли. Выиграете вы лишь в том случае, если он придет.
Настя: Вы так уверены, что я проиграю? Зря, я выиграю. Но я отказываюсь от приза – провожать меня не надо. Меня проводит Андрей.
Мечтатель: Об этом я не подумал. На что бы нам поспорить? На поцелуй?
Настя: Андрею это не понравится.
Мечтатель: Не понравится. Но он же не придет. 
Настя: Он придет!
Мечтатель: На что же нам поспорить?
Настя: На сто рублей?
Мечтатель: На деньги? Это вульгарно. Давайте так: вы, в случае выигрыша, получаете Андрея, а я… Боюсь, что я не получу ничего: вы завтра просто не придете. Впрочем, я не расстроюсь: я буду знать, что выиграл, угощу себя пивом… Мало ли на свете радостей?
Настя: Вы совсем не верите в любовь?
Мечтатель: Нет.
Настя: Не верьте  от этого ни горячо и ни холодно. Я ухожу.
Мечтатель: Подождите – ударим по рукам.  

Ударяют по рукам (Настя нехотя, Мечтатель с энтузиазмом) и расходятся: сначала уходит Настя, потом Мечтатель.

Фрагмент пьесы "Белые ночи" по мотивам сентиментального романа Ф.М. Достоевского

©Юлия Раввина. БЕЛЫЕ НОЧИ

Фрагмент спектакля по пьесе "Белые ночи" можно посмотреть здесь: Спектакль "Белые ночи"/Youtube

  



 Рисунки к спектаклю "Белые ночи": Юлия Фомина 

Комментариев нет:

Отправить комментарий